Искусство

Рецензия на художественный фильм «Коллекционер»

Можно ли заставить человека полюбить себя, если ты влюблен в него, а взаимность отсутствует? Можно ли заинтересовать женщину, держа ее в плену, но при этом делая ее счастливой? На эти непростые вопросы дает ответы фильм «Коллекционер», США – Великобритания, режиссер Уильям Уайлер, 1965 г. Это кино очень сложно для понимания и от этого не менее интересно зрителю. Сюжет держит в напряжении до самого конца и производит огромное впечатление.

Главный герой киноленты – мелкий клерк по имени Фредди Клегг (его играет Теренс Стэмп). Он вот уже много лет влюблен в девушку по имени Миранда Грей (в ее роли – Саманта Эггар), обожающую живопись и современное искусство. Миранда сама пишет картины, обладая недюжинным талантом. Ко всему прочему, она еще и хороша собой. И эту девушку парень решается похитить и запереть в подвале собственного загородного дома. Цель его похищения – отнюдь не интимная близость с ней, а… любовь. Фредди хочет лишь одного – чтобы его избранница относилась к нему страстно и пылко, как и он к ней. Для этого он делает все возможное, однако, он забывает о главном. Он не дает героине никакой свободы выбора.

Название фильма «Коллекционер» дано ему не случайно. Главный герой собирает бабочек, он увлечен этим. В его доме выделен целый кабинет под огромную коллекцию, но все они мертвы и больше не могут никого порадовать красотой своего полета. Именно это больно ранит Миранду, она понимает, что является всего лишь очередным экземпляром в этом собрании неживого. И, в конечном итоге, оказывается права…

Но не стоит думать, что Миранда Грей во всем идеальна и противопоставлена тем самым жестокому похитителю. Очень показателен момент, когда она дает Фредди почитать книгу «Над пропастью во ржи». Это любимое произведение героини, но она не представляет даже, что именно ей в нем понравилось. Видимо, ее привлекло лишь то, что это – модная на тот момент книга. Искренне не понимает любви к произведению парень, он выходит из себя в попытках доказать бессмысленность современного искусства и рвет томик на части. Не хочет он иметь ничего общего и с друзьями девушки, которые читают глупые, по его мнению, книги и никогда не поймут, что творится в его душе.

Фредди Клегг ведет себя, вне всякого сомнения, странно. Он любит Миранду, это видно по тому, как он старательно обставил ее комнату, приобрел для нее одежду любимых цветов похищенной, даже принес мольберты и краски, лишь бы она была счастлива. Но при этом он жестоко обходится с ней, не дает ей никакой свободы, как я уже говорила, при любой попытке сбежать привязывает ее и закрывает ей рот. Наконец, он обманывает ее, обещав свободу по истечению месяца, но вместо этого предлагает стать его женой. Причем у героини опять нет выбора, ибо герой уверен – она полюбила его, иначе и быть не может…

Фильм заканчивается трагически. Миранда во время очередной ссоры ранит своего похитителя, он успевает запереть ее в подвале и уехать к врачу. Однако девушка случайно задевает радиатор, остается без тепла и заболевает воспалением легких. Фредди через несколько дней возвращается, но сделать что-либо уже поздно. Он отправляется за доктором, а, вернувшись, видит, что его возлюбленная умерла. Она действительно стала такой же мертвой, как и все бабочки в коллекции этого странного парня.

Нельзя дать однозначную оценку героям. В фильме нет ни положительных, ни отрицательных персонажей. Действие происходит практически на протяжении всей ленты в одном доме, эта статичность дает возможность лучше понять динамику характера главных героев, их мысли и стенания. Главный герой узнает после смерти девушки, что она его никогда не любила. И делает странный, как и большинство его поступков, вывод – нужно выбирать более доступную цель. Хотя произошедшее должно заставить его задуматься над своим поведением и понять, что насильно невозможно заставить человека полюбить. Любовь – очень многогранное чувство, которое рождается постепенно. Нельзя запрограммировать любовь, нельзя ее сделать в одиночку, так как это чувство двоих человек, а не одного. И пока Фредди Клегг будет жить в своем доме, где все, по словам героини, мертво, он так и останется один на один с собой. Любовь – живая, ей нужно движение, которого, к сожалению, нет в жилище коллекционера.

Если вы любите поразмышлять над фильмами и вас не пугает сложная, трагическая и неоднозначная концовка, то это кино – для вас. Оно так же достойно внимания, как и роман Джона Фаулза, по которому была снята лента «Коллекционер».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *