Все творчество немецкого писателя Германа Гессе пронизано поиском собственного «Я», самости, если обращаться к теориям Юнга. Это типично для человека из токсичной семьи (о чем несложно узнать, изучив биографию Гессе), именно поэтому мне, как дочери нарциссической матери, также было очень актуально изучение своей личности. Хочу порекомендовать всем тем, кто оказался в аналогичной ситуации или просто увлекается саморазвитием, три лучших, на мой взгляд, произведения Гессе.
«Душа ребёнка» Гессе как анализ душевного состояния персоны из токсичной семьи
Рассказ про произведения Гессе начну с моего видения именно «Души ребёнка». Да, оно автобиографично, да, ценность его обусловлена в том числе и этим. Но я поведаю об ином: как хорошо в нем раскрывается тема токсичной среды и отца-тирана.
В этом рассказе мы видим случай о том, как мальчик, в душе которого постоянно сражается благочестие (внушаемое строгими и религиозными родителями) и желание совершить проступок (грех), ворует у отца ягоды. Потом он боится наказания, но и скрывать содеянное также не может. В конце концов отец проверяет его слова и он сознается в проступке. Отец его наказывает и вроде как прощает, а вот сам мальчик отца не простил вплоть до преклонных лет.
Казалось бы, обыденная история. А на деле подобные душевные метания очень часты для детей токсичных родителей. Именно такими были и родители Гессе: отец-тиран заставлял его жить по строгим правилам, диктуемым религией. Это и толкало ребёнка на бунт. С одной стороны, он хотел уважать и любить родителей, с другой – желал свободы выбора и уважения к себе, а не взгляда свысока. К слову, раньше вообще воспитание было куда более токсичным, чем сейчас, детей ни во что не ставили. И поэтому проблема стояла ещё острее.
Внутренний бунт – это то, с чем суждено жить детям из нарциссических семей, пока они не начнут анализировать причины желания бунтовать и не избавятся ото всех травм прошлого. Конечно, сто лет назад никаких трудов о токсичном воспитании не было и потому проблему в случае Гессе решить было невозможно. Неудивительно, что он всю жизнь искал себя, а произведения его пронизаны темой поиска своей сути, своего «Я». И потому его книги мне близки, как никакие другие. Но, в отличие от него, мне доступна информация, что позволило избавиться от внутреннего бунта и ощутить, наконец, себя в этом мире.
А что до прощения токсичных родителей, то я полностью солидарна с Гессе: мы не должны прощать их за нанесённые травмы. Правда, и винить себя в этом тоже не должны.
Интересно, если бы при жизни Гессе уже существовали труды о токсичном воспитании и он сумел бы справиться с грузом из прошлого, каким было бы его творчество? Наверняка совершенно иным. Я уверена, что в любом случае прекрасным, но иным.
«Нарцисс и Гольдмунд» Гессе: моя настольная книга
Именно произведение «Нарцисс и Гольдмунд» меня зацепило больше всего. Пересказывать сюжет не стану, скажу лишь, что в произведении два персонажа, один из которых олицетворяет стойкость и сдержанность в человеке, а второй – страстность и непостоянство. Как и во всех книгах Гессе тут есть двойное дно: все не так, как кажется на первый взгляд. И речь вовсе не о двух юношах, влюблённых друг в друга, а о сторонах души одной личности, которые постепенно приходят в гармоничный союз, а вначале бунтуют и не могут ужиться вместе.
Из интересного то, что роман автобиографичен, история скитаний Гольдмунда во многом похожа на жизнь самого автора. Да и скитания души в поисках себя – это его жизненная история. Вообще же данная книга базируется на юнгианской теории о полярных противоположностях (архетипах), заметно и влияние теории Ницше. В общем, весьма интересное сочетание из теорий и концепций, приправленный намеками на красивые гомосексуальные отношения, что делает роман ещё сочнее и красочнее. Не зря же он считается одним из лучших произведений Гессе.
Советую почитать всем, кто ищет себя, кто любит философию и рассуждения, а также поиск мудрости и истины. Мне не просто «зашло», а стало настоящей Библией. Я многое почерпнула для себя.
«Клейн и Вагнер» Гессе: проза в жанре экспрессионизма
Еще одно произведение одного из моих любимых авторов, которое написано в лучших традициях психоанализа. Здесь предлагается наблюдать за душевными метаниями человека, который совершил кражу и сбежал ото всех, включая жену, в другой город. Но от себя не убежишь, мысли в голове не дают ему покоя.
Что особо интересно тут:
- экспрессионизм, то есть, как и в живописи данного жанра, здесь яркими красками изображаются эмоции момента, очень много символов-цветов, да и вообще символов;
- схожесть с «Преступлением и наказанием», но лишь изначальная, в виде наличия преступления и метаний, однако здесь иначе разрешается душевный конфликт, иная мораль и вообще другой финал.
При прочтении меня так впечатлила книга, что задумала сделать серию картин на неё в жанре экспрессионизма. Пока до реализации не дошло, но все впереди.
Заключение
Конечно, как у Гессе, так и у других писателей имеются еще книги о поиске себя. Однако начать имеет смысл именно с этих произведений, так как они закладывают базу в понимании личности в целом.