Жизнь Психология Психология стиля

В нейтральных цветах нет ничего нейтрального: яркая история колонизации и хромофобии

Психология цвета и хромофобия

Вы бы покрасили свой дом в сочный фиолетовый? Стали бы водить розовую машину? Оделись бы в солнечно-желтое с головы до ног? Если вы ответили «да», то вы в меньшинстве. Это не потому, что серые дома, белые машины и черные костюмы изначально привлекательны. Цветовые нормы и предпочтения имеют глубокую историю, и, по словам теоретика искусства Дэвида Батчелора, «на Западе…цвет систематически маргинализировался, осуждался и игнорировался.» Эта маргинализация цвета привела к коллективной хромофобии, или боязни цвета.

Хромофобия имеет сложное прошлое, охватывающее тысячелетия, но эпоха западной колониальной экспансии ускорила ее развитие. За последние несколько столетий цвет стал мощным визуальным индикатором социального, интеллектуального и расового статуса человека.

В нейтральных цветах нет ничего нейтрального. Читайте дальше, чтобы узнать, почему нам всем нужно немного больше цвета в нашей жизни.

Хромофобия – это форма контроля

Ваше первоначальное возражение против концепции хромофобии может заключаться в том, что можно просто посмотреть вокруг и увидеть много цветов: зеленые деревья, голубое небо, яркие цветы. Ничто из этого не внушает страха.

Но подумайте вот о чем: в предметах, которые мы производим или покупаем, преобладают сдержанные цвета. (Заметьте, когда я говорю «мы», я говорю о доминирующем американском и европейском подходе к цвету (сейчас такой подход насаждается и на территории постсоветского пространства – прим. переводчика). Многие культуры используют яркие цвета, о чем я расскажу ниже.)

Также определенные оттенки могут быть модными, однако для среднестатистического американского мужчины неприемлемо появляться на деловой встрече в ярко-розовом костюме. Большие дозы яркого цвета могут показаться атакой на чувства. Это слишком «громко». Слишком «безвкусно».

Хромофобные общества не избавляются от цвета совсем. Они лишь держат его под контролем.

Просто подумайте обо всех правилах, которые у нас есть для оттенков: пастель – только для весны; грязно-зеленый цвет не сочетается с ярко-красным; насыщенный оранжевый прекрасно подходит для входной двери, но ваша ассоциация домовладельцев содрогнулась бы, если бы весь дом был оранжевым. Все мы знаем, что такое основные цвета, и какой оттенок красного является «теплым».

Эти правила стали для нас привычными, но они существовали далеко не всегда. Концепция основных цветов появилась только в восемнадцатом веке, а идея теплых и холодных цветов получила развитие в девятнадцатом. Иными словами, эти правила являются продуктом определенной исторической эпохи. И в ту эпоху люди были очень обеспокоены так называемой «анархией» цвета.

Есть много причин, по которым цвет воспринимался как социально угрожающий (слишком много, чтобы охватить их здесь), но одним из основных факторов была колониальная экспансия.

Империя цвета

По мере того как европейские страны расширяли свои торговые сети, в числе наиболее ценных товаров, которые они находили, были красители. Элиты наслаждались дорогими, выкрашенными в кошенильный (красный) цвет одеждами и росписями с использованием ультрамарина (пигмента из ляпис-лазури).

Но по мере того, как дорогие цвета становились все дешевле и доступнее, многие влиятельные бизнесмены оказывали сопротивление. Например, в семнадцатом веке Британская Ост-Индская компания начала импортировать дешевый, ярко окрашенный хлопок из Индии. Шерстяные и шелковые гильдии боялись потерять свою опору на рынке, поэтому они обратились к законодателям за защитой. Согласно новым правилам, разноцветные хлопчатобумажные ткани не могли продаваться в Англии; они должны были немедленно экспортироваться на другие рынки.

Таким образом, европейцы возили свои красочные товары в места, которые будут их ценить. Жители Западной Африки веками использовали ткань в качестве валюты, и первые европейские купцы узнали, что они могут торговать разноцветной тканью и получать взамен рабов. Европейцы брали разноцветные ткани и пигменты из таких стран, как Индия, Юго-Восточная Азия и Мексика, и обменивали их на африканских рабов, многие из которых работали, производя больше красителей, таких как индиго.

Между концом 1800-х и началом 1900-х годов западноевропейские страны агрессивно расширяли свои притязания на чужие земли. Раньше цель состояла в том, чтобы поработить африканцев, но новая цель была в привлечении их в качестве потребителей. Европейские империи добывали ресурсы (многие из которых были связаны с красителями), а затем продавали их обратно своим колониальным подданным для получения прибыли.

Связав воедино хромофильные (цветолюбивые) культуры, европейцы построили чрезвычайно прибыльную и крайне эксплуататорскую экономическую систему.

Превосходство и дикость

Тем временем, возвращаясь в Европу, люди начали ассоциировать яркие цвета с инаковостью, упадком и неполноценностью. Известный немецкий писатель Гете писал: «Люди в естественном состоянии, нецивилизованные нации и дети имеют большую любовь к цветам в их предельной яркости.»

Это предубеждение было еще живо столетие спустя. В 1912 году директор по рекламе Фрэнк Парсонс утверждал: «Многие латинские расы, все еще несколько примитивные по вкусу, нуждаются в красном цвете, чтобы соответствовать своему темпераменту.» И в 1921 году психологи цвета, такие как Дж.К. Ф. Грумбайн, все еще подчеркивали: «Первичные оттенки красного, желтого и синего привлекали примитивные умы дикарей.»

Некоторые авторы использовали псевдонаучное обоснование этих утверждений. Они утверждали, что «дикие» люди нуждаются в более сильной стимуляции, потому что у них притупленные чувства. (Это оправдание также использовалось рабовладельцами, которые утверждали, что рабы «нечувствительны» к боли.)

Все чаще так называемый «хороший вкус» связывался со «спокойными цветами», или теми, что мы сегодня называем нейтральными. Например, джентльмены носили только темные костюмы, а скромные женщины никогда не носили красного. Со временем нейтральные цвета стали символом социального и морального превосходства, а чрезмерно насыщенные оттенки означали возвращение назад к «дикости».

Короче говоря, цветовые предпочтения стали оружием, способом мгновенно заклеймить человека как «нецивилизованного» или неполноценного.

Отпустим прошлое

Сама идея «хорошего вкуса» опирается на глубокий колодец культурных представлений о том, что является «нормальным» или «утонченным». Но в реальности не существует такого понятия, как респектабельный или, как любят говорить, дорогой цвет. Это категории, которые мы создали, и, честно говоря, они приходят с большим экономическим, социальным и историческим багажом.

Пришло время пересмотреть эти предположения и ослабить поводья. Я не говорю, что все должны расхаживать в неоне или выбрасывать вещи нейтральных цветов в окно. Но лично мне бы хотелось увидеть мир, который с готовностью принимает цвет, а не сдерживает его. Я мечтаю о том, чтобы мы преодолели нашу коллективную хромофобию и сказали: «Совершенно нормально выйти из моей зоны комфорта! Я собираюсь повеселиться. Или, по крайней мере, я не собираюсь осуждать тех, кто это делает.» В конце концов, чего мы так боимся?

 

Источник: https://www.psychologytoday.com/us/blog/making-sense/202006/there-s-nothing-neutral-about-neutral-colors

Автор: Кэролин Парнелл, доктор философии

Переводчик: Станимира Алёшина, стилист и независимый журналист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *