Социология

Причины ненависти людей к добровольно бездетным

Многие психологи полагают, что проблема заключается в негативном восприятии со стороны чайлдфри вопросов по поводу желания завести детей. Да, такой вопрос действительно является нарушением личных границ, но гораздо хуже вовсе не то, что вас спрашивают, а то, что после отрицательного ответа начинают неадекватно реагировать. Мы уже говорили про то, почему женщины постсоветского пространства учат жить других и действительно считают, что есть только один вариант так называемого женского предназначения. Сейчас же рассмотрим еще более негативную реакцию на добровольную бездетность, а именно, ненависть.

В моей практике попадались такие женщины, которые желали мне или другим чайлдфри смерти за нежелание рожать. Отмечу, что тут речь вовсе не об абортах, хотя и они являются базовым правом, а о тщательной контрацепции с целью никогда не забеременеть. Среди подобных собеседниц встречались и мои подруги (переставшие быть таковыми после подобной ситуации), и комментаторы в пабликах социальных сетей. Одно понятно, что ненависть и агрессия не являются адекватной реакцией. Это не что иное, как проекция собственных страхов. Среди тех, кто подобным образом реагирует, могут быть как матери, которые пожалели о рождении малыша, так и те, у кого не получается зачать ребенка. А еще среди этих женщин могут быть все, кто по тем или иным причинам не имеет возможности родить, но хочет. Разберем основные причины ненависти к чайлдфри. Обычно они сводятся к банальной зависти. Но завидуют разным вещам…

Зависть, так как сами не хотели рожать, но сделали это под давлением общества или родственников.

В данном случае речь идет как раз о тех, кто родил под давлением обстоятельств. Например, боялся проблем с социализацией в будущем, того, что от него отвернутся друзья и подруги, что будет не с кем общаться. Психологи часто преувеличивают значение социума, утверждая, что без контактов с большим количеством людей мы не сможем прожить. Это не является правдой, в 21 веке вполне доступны как онлайн-коммуникации, так и полное отсутствие коммуникаций с кем-либо без ущерба качеству жизни и даже работе. Но сейчас не об этом, а о том, что из-за такой пропаганды социальности и коллективизма (как следствие советского менталитета плюс из-за простоты управления толпой, а не индивидуальностями) люди начинают считать, что из толпы выделяться опасно. И не выделяются, рожают, даже если сами не хотели изначально. От таких можно услышать аргумент «А придется родить!» или «Не хочется, а надо!».

Отдельно стоит выделить тех, кто родил для удержания мужчины или чтобы угодить родителям. Здесь проблема еще глубже и кроется в токсичном детстве, так как у ребенка вырабатывается нездоровый паттерн «Я хорош, только если я удовлетворяю запросы окружающих» или «Я хорош, только если не один». Вот отсюда и идут поступки, которые самому себе кажутся чуждыми, а впоследствии такие люди крайне завидуют более сильным личностям, решившимся противостоять другим и осмелившимся не родить. В моей жизни попадалась такая знакомая, она родила двоих и, хоть и заботилась о детях, постоянно злилась на них и жалела о том, что стала родительницей. Она сама призналась в зависти моей бездетной позиции, ее уговорили родить мать и муж. Муж впоследствии ушел, а мать отказалась помогать, заниматься детьми пришлось только ей. Вот такая типичная история, которых много. Из таких историй и складывается ненависть и зависть к чайлдфри.

Зависть свободе, активности, возможности делать выбор и дальше, а не зависеть от детей

Косвенно этот пункт вытекает из предыдущего, но я все же выделила его отдельно. Дело в том, что даже те, кто хотел детей, часто были не осведомлены обо всех трудностях материнства. Долгие десятилетия важную информацию о том, что такое быть мамой, скрывали. Лишь сейчас, в эпоху интернета, можно узнать все без прикрас. И, столкнувшись с проблемами, сами пожалели, что оказались под гнетом обстоятельств. Часто такие личности даже при большой любви к детям все же склонны в глубине души завидовать чайлдфри, тому, что они свободны, активны, могут отправиться куда хотят, путешествовать и баловать только себя, а не тратить все на ребенка. Конечно, если речь идет об обеспеченной семье, которая имеет возможность нанять няню при необходимости и не нуждается, то такой исход в принципе невозможен. Так что делаем вывод: добровольно бездетным часто завидуют малообеспеченные женщины, которые и хотели бы быть более гибкими, но не могут, даже если любят детей.

Зависть смелости, так как сами не решились не рожать

Совокупность прошлых двух пунктов, но лучше упомянуть как обособленное обстоятельство, – это зависть тому, что добровольно бездетные предстают как достаточно смелые люди, не боятся делать то, что хотят. Тут речь не только и не сколько об отказе от рождения детей, а в целом о том, чтобы жить так, как хочется, не отказываясь от собственных желаний. В постсоветском обществе, где большинство людей воспитывались в токсичных семьях, просто здоровая любовь к себе и нежелание уступать собственным целям уже представляется как смелость. Тогда как в развитом обществе это совершенно обычное поведение, которое не вызывает ни зависти, ни удивления.

Подведем итоги. Если не говорить о радикально верующих и экстремистских личностях, любая ненависть к чайлдфри объясняется завистью по тем или иным причинам. Она может быть неосознаваемой, далеко не все понимают, что в реальности испытывают ее, так как давно потеряли контакт со своими чувствами. Скажу одно: если вдруг вы считаете, что добровольно бездетные заслуживают смерти за свою позицию или хотя бы порицания, вам стоит обратиться к психотерапевту и проработать собственные травмы. А не проецировать их на довольных жизнью счастливых чайлдфри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *